«Коктебельская сюита» – акварели М. Волошина

Опубликовано elfdesign-master -

Знаменитая «Коктебельская сюита» представляет собой серию картин, написанных в пленэре в Коктебеле выдающимся русским поэтом Серебряного века М. Волошиным. Его жизнь протекала в тесной связи с Крымом. Он был увлечен и поражен красотами местного края и посвящал ему стихи и картины.

 

Максимилиан Волошин в Крыму

Впервые Волошин побывал в Крыму с матерью в 1893 году в возрасте 16 лет. Тогда Коктебель не произвел на него должного впечатления: он отметил скупость природы и красок. Он написал тогда два пейзажных стихотворения, посвященных Карадагу и Коктебелю. Как ни парадоксально, но в начале ХХ в. лирический образ этого места станет источником творческого вдохновения для Волошина-поэта и для Волошина-художника. 10 лет должно было пройти, чтобы он почувствовал инстинктивную тягу к местности, долженствовавшей стать местом его старости.

М. Волошин построил дачу в Коктебеле в 1903 году. С 1907 года поэт жил в Крыму постоянно. С этого времени он начал писать акварели, изображающие местные пейзажи. В 1912 году Волошин пристроил к даче мастерскую с библиотекой. Это была 5-гранная башня с высокими окнами, она имела 3 яруса террас и зигзагообразную лестницу, ведущую на крышу с квадратной «вышкой». Высокая мастерская быстро стала центром коктебельского пейзажа.

Поэт не принял Октябрьский переворот, считал его не революцией, а «солдатским бунтом, повлекшим разложение государства». С 1916 года он обосновался в Коктебеле и жил там до конца своих дней (1932). В условиях «кровавого беспредела» даже на уговоры близких и друзей уехать из России Волошин отвечал отказом. Безмерная любовь к своей малой Родине – Крыму – и радость от причастности к этой земле заслоняли все остальные переживания. Они воплотились в его стихах и картинах. Целая серия акварелей была посвящена прекрасным крымским пейзажам.

Крымские пейзажи кисти Волошина

«Коктебельская сюита» включает следующие акварели:

  • Кара-Даг в облаках,
  • Топрак-Кая (1920),
  • Кок-Кая (1923),
  • Богородица в Коктебеле,
  • Каллиера (1926),
  • Залив. Коктебель (1927),
  • Предгорья (1927),
  • Коктебельский берег (1928),
  • Лунное безмолвие (1930),
  • Облака над морем (1930),
  • Вид на Коктебель (1931),
  • Коктебель (1932),
  • «Мой дом под луной» – акварельная композиция, открывающая пейзаж горно-вулканического массива Карадаг. Была написана в 1927 году. Безмятежность пейзажа скрывает следы мощных землетрясений, потрясших Крым.

Поэт часто подписывал акварели не названиями, а стихотворными строчками: «Безлесны скаты гор...», «Здесь в тишине я отстоял тоску, Свою тоску о лире и России».

Пейзажи Волошина гармоничны и проникнуты мистикой символизма. Искусствоведы склонны относить их к истокам киммерийской школы живописи. «Страна Киммерия», как называл Волошин полуостров, отражена в его акварелях тонко и душевно. Он имел свое особое отношение к Крыму и свое субъективное понимание его роли в истории Причерноморья и мира в целом. Поэт называл Крым «заводью – для южнорусской степи, в которую вливались бурные струи мимо идущих народов, и островом – для морских путей, где останавливались и осаживались на несколько столетий». Обвал на Карадаге и последствия голода в Крыму не заслонили для впечатлительного поэта романтики крымской природы и прелести Коктебельской долины.

Коктебельский «Дом поэта»

Сам М. Волошин в этот период занимался охраной культурных ценностей, читал курсы в Народном университете, принимал участие в планировании и проведении художественных мастерских в Феодосии. Он мечтал создать первый в стране «Дом поэта» – без казенщины и идеологизации, охватившей повсеместно всю страну. Таким домом творчества и стала его дача. Двери были открыты для всех; радушный и чуткий хозяин приветствовал своих гостей.

С 1923 года дача в Коктебеле превратилась в своеобразный центр для творческих людей, который посещали литераторы и художники из Петрограда, находившие отдых от сумятицы и бесплатный кров. Не менее полусотни человек посетило дачу в 1923 году, около 300 – в 1924-м, почти 400 – в следующем, 1925-м.